Жить по-вегетариански

Многие люди считают мясоедение чем-то само собой разумеющимся, о чем они едва ли задумываются. Но тот, кто однажды задал себе подобные вопросы и анализирует свои привычки в питании, очень скоро обнаруживает, что для употребления в пищу мяса нет, собственно говоря, никаких веских оснований, напротив, оно создает множество проблем и неудобств.

Составлено Атма-таттва дасом (Армин Риси), Кришначандра дасом (Анди Вольф) и Раджа Видья дасом (Рональд Цюррер). Издательство "Говинда", Цюрих, июнь 1993 года.

Многие люди считают мясоедение чем-то само собой разумеющимся, о чем они едва ли задумываются. Но тот, кто однажды задал себе подобные вопросы и анализирует свои привычки в питании, очень скоро обнаруживает, что для употребления в пищу мяса нет, собственно говоря, никаких веских оснований, напротив, оно создает множество проблем и неудобств.

В предлагаемой брошюре Вы найдете подборку важнейших аргументов в пользу лакто-вегетарианского питания, то есть пищи растительного происхождения (включая молоко) и исключая мясо, рыбу и яйца. Кроме этого в конце брошюры также рассматриваются некоторые связанные с этим вопросы и соображения.

 

Многообразие этих тем представлено следующими семью категориями, каждой из которых соответственно посвящена глава:

1. Здоровье
— Мясо как причина болезней
— Разве недостаточно протеинов без мяса?
— Почему нельзя употреблять в пищу яйца?
— Истинная ценность молока и коров
— Что есть естественная пища человека?
— Мясоедение и энергия тела
2. Насилие над животными
— Разбавленная плоть
— Убийственная жестокость
3. Разрушительные последствия для человечества
— Растранжиривание продуктов питания
— Эксплуатация Третьего мира
— Нарушение экологического равновесия
4. Морально-этические основания
— "Несмотря на это, мне вкусно"
— Высказывания знаменитых вегетарианцев
5. Религия
— Христианство
— Другие религии
6. Мясоедение и закон кармы
— Карма, вегетарианство и ситуация в мире
7. Вегетарианство — необходимость, но этого недостаточно

Здоровье

Способствует ли мясоедение возникновению болезней? Можно ли, напротив, улучшить или восстановить здоровье с помощью чисто вегетарианского питания? Может ли вегетарианство предотвратить определенные болезни?

Вегетарианцы утвердительно отвечают на эти вопросы, исходя из практического опыта, хотя современная наука не занимает какой бы то ни было четкой позиции — по меньшей мере не занимала до недавнего времени, так как по результатам медицинских исследований появляется все больше доказательств существования прямой связи между мясоедением и различными заболеваниями (такими, как сердечные и раковые).

Мясо как причина болезней

Сердечные заболевания: Уже с давних пор ученые подозревали, что питание с преобладанием мяса способствует известкованию артерий и возникновению сердечных заболеваний. Еще в 1961 году американский медицинский журнал писал: "Отказ от мяса позволил бы избежать 90-97% сердечных заболеваний". (Журнал Американской медицинской ассоциации, 176/1961).

Содержащиеся в мясе белки не могут быть полностью усвоены человеческим организмом (самое большее — до 70%) в противоположность полученным другим способом белкам в молоке и растениях, которые предназначены для пищеварительных органов (человека). Неусвоенные животные белки, так же как и холестерино-жиры, медленно, но верно становятся проблемой, так как они откладываются на внутренних стенках артерий и препятствуют циркуляции крови в организме, вследствие чего увеличивается работа сердца, чтобы протолкнуть кровь через узкие, потерявшие гибкость кровеносные сосуды. Это ведет к повышенному артериальному давлению и, таким образом, к болям в области сердца и инфарктам, как и ко многим старческим болезням, например, обширному заболеванию Альцхеймера (см. Фастигги, The End of Disease, 1988).

Рак: Помимо этого, исследования последних 20 лет однозначно указывают на прямую взаимосвязь между мясоедением и раком кишечника, желудка и органов грудной клетки. Так, например, Берлинский Институт социальной медицины и эпидемиологии провел сравнительные исследования вегетарианцев и мясоедов, результаты которых вызвали сенсацию. Одна статья об исследовании, опубликованная в "Neuen Zuercher Zeitung" 23.7.1986 констатировала в отношении подверженности опухолям и раковым заболеваниям: "Рак толстой кишки, обусловливаемый приблизительно в пятидесяти случаях из ста недостаточным питанием, у вегетарианцев случается очень редко. Другое позитивное заключение обследования вегетарианцев касается более низкого уровня содержания креатина и мочевины; подагра, как было установлено, встречается у вегетарианцев реже, чем у мясоедов. То же относится и к почечным заболеваниям."

Почему же мясоеды более подвержены подобным заболеваниям?

Одна из причин, которую вновь и вновь называют биологи и специалисты-диетологи, состоит в том, что кишечник человека не предназначен для переваривания мяса. Плотоядные животные имеют короткий пищеварительный тракт (в 2-4 раза больше длины тела), и поэтому моментально начинающее портиться токсичное мясо может быстро выводиться из организма. Так как растительная пища разлагается заметно медленнее, чем мясо, то пищеварительный тракт растительноядных животных (нежвачных) в 6 раз длиннее тела; а длина кишечника у взрослого человека, таким образом, составляет около 9 м. Если человек употребляет в пищу мясо, то образующиеся как следствие токсины (продукты деятельности гнилостных бактерий) перегружают почки и спустя длительный срок, вызывают такие болезни, как подагра, артрит, ревматизм и рак.

(Сегодня сюда следует отнести также и тот факт, что вместе с мясом человек принимает все химические вещества, которые давались животным с кормом. Этот дополнительный аспект мясоедения, наносящий вред здоровью, будет подробно рассматриваться во второй главе).

Разве недостаточно протеинов без мяса?

Но разве не должен человек есть мясо и яйца, чтобы обеспечить себя в достаточном количестве протеином (белком)? Ответ гласит: нет. Официально рекомендованное ежедневное потребление белка упало с 150 до 30 г. Почему? Потому что результаты авторитетных мировых исследований доказывают: нам отнюдь не нужно так много протеина! Эти высокие нормы были пущены в оборот несколько десятков лет назад под влиянием мясной индустрии, однако не ради здоровья человека, а для увеличения собственных доходов. Естественная ежедневная норма составляет 25-30 г. Потребляемый сверх этого белок не только расточительство, но даже может нанести серьезный ущерб организму. Для того, чтобы ежедневно принимать необходимые 30 г протеина, не нужно есть мясо, то же количество можно легко получить из чисто вегетарианских продуктов питания: зернобобовых, орехов, молочных продуктов. Это подтверждается кже в "Gesundheitsplaner 1990" Дирекции здравоохранения кантона Цюрих:"Можно обходиться и без мяса: существует множество комбинаций пищевых продуктов растительного происхождения, содержание белка в которых по меньшей мере равноценно животному белку."

То, что человеку отнюдь не нужно так много протеина, явствует также из следующего факта: грудному ребенку требуется питание с высокой концентрацией протеина, так как в течение немногих месяцев вес тела должен удвоиться. Естественной пищей грудного ребенка является материнское молоко, которое содержит 2,8% протеина. Взрослому человеку требуется, таким образом, определенно не более 2,8% протеина в пище, что вновь говорит за вегетарианство. (Овощи и фрукты содержат 1,5-2%, молоко — 4% и злаки — 5-10%. В мясе — 15-25% протеина, который к тому же, как уже упоминалось, не усваивается полностью.)

В номере от 12.2.1987 цюрихский еженедельник "Die Weltwoche" пишет: "Из Германии пришло радостное известие для вегетарианцев... Исследование, длившееся 5 лет, порадовало своими результатами. Искоренено суеверное представление о том, что тот, кто не ест мяса, страдает от недостатка железа. Экспериментально доказано, что тело, получающее меньше железа, (а мясо поставляет организму 30% железа), компенсирует это просто тем, что берет его больше из других продуктов питания. Подобным образом дело обстоит и с кальцием."

Поэтому "Neue Zuercher Zeitung" делает вывод в уже упомянутой статье о результатах берлинских исследований вегетарианцев: "Часто говорилось и писалось, что вегетарианцы страдают от искусственного недоедания. Теперь становится очевидным, что это утверждение неверно. Сегодня люди понимают, что вегетарианцы не воспринимались серьезно в течение долгого времени учеными-естественниками и медиками по причине элементарных предрассудков."

Почему нельзя употреблять в пищу яйца?

Яйца не являются здоровой пищей для человеческого организма, так как эта "жидкая плоть" разлагается в длинном кишечнике человека даже еще быстрее, чем мясо. Дополнительно к появляющимся бактериям и токсинам, яйцо содержит от природы очень много холестерина, что, как уже упоминалось, весьма проблематично для организма.

Яйца, с зародышем или без, предназначены природой для нечто другого, нежели для того, чтобы быть съеденными. Элементы, содержащиеся в яйцах (прежде всего белок), могут, как описывалось выше, быть получены легко и безвредным образом из чисто вегетарианских продуктов.

Истинная ценность молока и коров

В этой связи иногда спрашивают: если нельзя есть яйца, то почему тогда можно пить молоко? Разве это не одно и то же? Нет. Молоко — в противоположность яйцам — определено природой в пищу, и человек вправе использовать это молоко также для своей пользы, поскольку коровы, даже если они и не получают высококвалифицированного ухода, дают молока больше, чем требуется теленку. Благодаря чудесной гармонии в природе, корова, питаясь травой, не представляющей ценности для человека, превращает ее в ценнейший продукт питания. Молоко содержит все необходимые питательные вещества и витамины и может использоваться самыми различными способами. Кроме этого, известно, что употребление горячего молока способствует развитию тонких тканей мозга, которые необходимы для духовного осознания. (В Индии имеются многочисленные примеры мудрецов и йогов, которые питались только молоком.)

Во времена древнеиндийской цивилизации, древнейшей цивилизации мира, крупнорогатый скот считался истинным богатством человека, так как он обеспечивал стабильность жизненной основы человеческого общества: коровы как источник молока, быки как идеальная, незаменимая помощь при возделывании земли, без использования других источников энергии, а навоз как бесценное естественное удобрение. По причине такой жизненно важной функции корову рассматривали как вторую мать, а быка как второго отца, поэтому их не убивали, даже в возрасте. Благодаря этой экономической системе, Индия , чье население во все времена живет большей частью чисто вегетарианской жизнью, была до недавнего времени (до проникновения западного образа жизни!) одной из богатейших стран мира.

Сегодня при снижении надоев, молочных коров ради барышей тотчас же отправляют на бойню. Быков забивают часто еще телятами. Крестьяне, производящие близорукие расчеты, утратили всякое понятие об истинной ценности этих животных и за это попали в роковую зависимость от машиностроительной индустрии, нефти, химии и банков.

Что есть естественная пища человека?

Часто задают вопрос: но разве не является человек от природы мясоедом или, по меньшей мере, всеядным? Также и этот вопрос есть продукт непонимания.

Однако, хотя человек и может есть разную пищу (с биологической точки зрения он в состоянии питаться как мясом животных, так и растительной пищей), это вовсе не означает, что все это является здоровой пищей. Напротив, согласно строению и конституции тела, питание, не включающее в себя мясо, намного естественней и благоприятней для человека.

Это наглядно продемонстрировано в следующем противопоставлении:

Плотоядные животные Наличие когтей

Отсутствие кожных пор; охлаждение тела происходит за счет испарений через язык

Челюсти предназначены для кусания (движение вверх и вниз)

Зубы острые, конические передние зубы для разрывания мяса

Отсутствие сглаженных коренных зубов для перемалыванияпищи

Наличие в пасти лишь малых слюнных желез (так предварительной обработке подлежит небольшое количество зерновых и фруктов)

Наличие кислой слюны; отсутствие фермента птиалина для предварительной обработки пищи в ротовой полости

Наличие сильно концентрированной соляной кислоты для переваривания плотных тканей мышц, костей и т.д.

Пищеварительный тракт лишь в три раза длиннее тела, с тем, чтобы разлагающееся мясо быстро выводилось из организма Растительноядные животные (человек)

Отсутствие когтей

Дыхание кожи осуществляется за счет миллионов пор

Челюсти предназначены для разжевывания (могут передвигаться горизонтально)

Отсутствие острых передних зубов для убийства животных

Наличие сглаженных коренных зубов для перемалывания растительной пищи

Наличие хорошо развитых слюнных желез (для необходимой предварительной обработки зерновых и фруктов)

Алкалическая слюна; много птиалина для предварительной обработки зерновых

Наличие желудочной кислоты в 1О раз более слабой, чем у питающихся мясом

Пищеварительный тракт превышает длину тела в 6 раз, чтобы переваривать не столь быстро портящиеся зелень и зерновые

Таким образом, человек от природы является растительноядным существом. На это указывает также и то, что он не может употреблять мясо в пищу в сыром виде, но должен его вялить, варить, солить и жарить, прежде чем вообще становится возможным это съесть. И к тому же человек ест только волоконное мясо (мышечные ткани). Кровь, костный мозг, кости и внутренности, богатые минеральными веществами и протеином части трупов животных, которые поедаются естественными плотоядными, люди выбрасывают. Никакие существа, которым мясо предназначено в пищу природой, не поступают подобным образом.

Также и те животные, которые ближе всего стоят к человеческой форме жизни, а именно человекоподобные обезьяны, уже являются вегетарианцами.

Мясоедение и энергия тела.

Тот факт, что уже упомянутые болезни современности возникают от мясоедения, становится все очевиднее, когда мы рассматриваем народы с другой культурой, которые или вообще не употребляют мясо, или едят его очень редко. В последнее время ученые начали систематическое изучение таких народов, и результаты однозначны. В этом отношении стали знаменитыми, например, одна народность пастухов, живущих в горах Эквадора и племя Хунца из Северо-западной Индии, а также различные народы Южной Индии, которые практически незнакомы с раковыми и сердечными заболеваниями, хотя там есть достаточно много людей в возрасте свыше 8О лет, а некоторым даже за 11О.

Напротив, бросается в глаза, что представители народностей, питающиеся практически лишь мясом и рыбой, очень быстро стареют. Например, у эскимосов и киргизов среднестатический возраст не превышает 3О лет и очень редко кто-то из них доживает до 4О лет!

Однако не только в отношении продолжительности жизни, но и с точки зрения физической работоспособности, вегетарианцы, согласно результатам сравнительного изучения, занимают лучшие позиции. При мышечном напряжении они демонстрируют намного большую выносливость, чем мясоеды, и нуждаются в гораздо более короткой паузе для восстановления сил, так как вегетарианская пища естественным образом тонизирует организм. В противоположность этому, мясо дает лишь непродолжительный энергетический импульс (схожий с действием кофе), однако потом организм оказывается засоренным из-за уже описанных негативных реакций. Мир животных также подтверждает это наблюдение. Попытайтесь-ка взвалить работу, выполняемую быком, верблюдом или лошадью, на льва, тигра или собаку. Кроме этого известно, что к самым крупным и сильным животным мира относятся чистые вегетарианцы, такие как слон, носорог и горилла.

Из всего сказанного четко явствует, что человек может жить без мяса, рыбы и яиц и при этом не возникает никаких проблем, у него нет причин есть это, но имеются многие причины, почему ему следует отказаться от этого.

2. Насилие над животными

То, что от мяса следует отказаться лишь только ради здоровья, становится еще очевиднее, если мы проверим условия, в которых сегодня "производится мясо", то есть через что проходят животные и их плоть, прежде чем она приземляется прекрасно.

Разбавленная плоть

В своем номере за 2/87 журнал "Natur" опубликовал статью под названием "Закулисное зверство", в которой была мужественно вскрыта взаимовязь между стремящимися к наживе фармацевтическими фирмами, бессовестными фермерами и скотобойнями. Проблематика современного животноводства представлена в статье следующим образом: "Торговая война ведется ценами. Вначале кажется, что это дело потребителя. Но ведь ведение ценовой войны возможно лишь при массовом серийном производстве. Ни одна из торговых сетей не купит у фермера 5О кур — им нужно 5ОООО за одну поставку. "Производство животного протеина" на массовых животноводческих фермах ориентировано именно на это. То, что теперь идет в желудок потребителю, сдобрено стимуляторами роста, гормонами, антибиотиками и успокаивающими препаратами. В лучшем случае, он получит дешевое, бедное питательными веществами, раздутое мясо - в худшем случае отравленное... То, что происходит при массовом разведении животных и на бойнях, неустанно скрывается."

А от того, что скрывается, волосы дыбом встают. Если однажды неприятным образом возникнет скандал, то общественность будет крепко шокирована. Так, например, журнал "Der Spiegel" (33/88) писал в статье: "Мясное свинство": "Западногерманское сельское хозяйство переживает самый серьезный за свою историю "гормональный" скандал. Нелегальные торговые круги и бессовестные ветеринары превратились в "мафию мясного бизнеса", наживающуюся на животноводстве... Вспрыскивается под кожу и сыплется в кормушки почти все, что производится фармацевтической промышленностью, чтобы удержать на ногах коров, свиней или птицу до места убоя... Если свиньи, с тем, чтобы было выгодно, путем такой "накачки" достигают за шесть месяцев веса в 2 центнера, то их скелет не поспевает за плотью и животные падают под тяжестью собственного тела."

Все чаще публикуются материалы, указывающие на различные химические манипуляции с мясом. Во-первых, мясо должно быть как-то законсервировано, чтобы дурной запах одно — семидневного мяса не портил аппетита покупателю, а во-вторых, серо-зеленое мясо подкрашивается в красный цвет, иначе его вряд ли продашь.

Убийственная жестокость

Сегодня животных больше не считают живыми существами, с ними обходятся как с мясными машинами. Жизнь содержащихся в плену убойных животных от начала и до конца противоречит всем нормам и законам творения — начиная с выращивания в условиях, схожих с концентрационным лагерем, кастрации и накачки гормональными препаратами, откорма искусственной пищей на убой до долгой, болезненной транспортировки в состоянии полного страха и, наконец, жестокого конца на бойне.

Забой животных можно назвать как угодно, но только не "гуманным". В действительности, скотобойни составляют конкуренцию аду. Кричащих животных оглушают ударами кувалды, электрошоком или пневматическим оружием. Их цепляют крюком за задние ноги и волокут по полностью автоматизированному конвейеру через фабрику смерти. Глотки им перерезают, когда тело еще живо, а плоть обрабатывают, когда они еще умирают, истекая кровью. Такой метод позволяет сэкономить время и увеличить доход.

Точно как для человека, так и для животного быть убиваемым, значит испытывать страх и панику, что моментально вызывает быстро протекающие биохимические изменения и, как следствие, весь труп отравляется гормонами страха. Известный в мире защитник животных и эколог из Швейцарии Франц Вебер заявил в одной радиопередаче: "Рассмотрим пример из Гамбурга, где люди получили отравление после того, как ели консервированного тунца. Почему? Тунец разрезался живьем (!), и пойманные рыбы испытали столь невероятный страх, что выделился яд, поступивший в плоть. Это было известно еще древним римлянам. Для того, чтобы получить определенный яд, они пытали рабов до смерти, и слюной этих мертвецов можно было отравить других людей. Страх смерти проникает таким образом в ткань и поедается человеком.

По этой причине также и недавно разрекламированное "естественное пастбищное мясо" "счастливых" убойных животных, которых пасли при солнечном свете, не может быть альтернативой, но, напротив, лишь новой коммерческой тактикой мясопроизводителей, чтобы успокоить неуверенного потребителя. Ведь "счастливые" животные тоже испытывают страх смерти!

Производство так называемого "биомяса" — это, собственно говоря, шизофрения: с одной стороны, хотят уважать животных как живых существ и обеспечивают им поэтому более благоприятные условия для жизни, а с другой стороны, их убивают и поедают. Единственно натуральное мясо — это мясо животного, умершего естественной смертью.

Подобным образом ежегодно в мире убивают свыше 2 миллиардов животных и свыше 2О миллиардов птиц. Число ежегодно убиваемой рыбы составляет биллионы. (Эти цифры не учитывают миллионы жертв опытов и меховой индустрии.)

3. Разрушительные последствия для человечества

В 4 в.до н.э. Платон написал свою знаменитое "Государство", которое содержит различные речи великого философа Сократа. Среди прочих тем Сократ говорит и о том, как можно сохранить свое экономическое положение в благополучном состоянии, и в этой связи он указывает на необходимость всеобщего вегетарианского питания. Он предостерегает, что потребовалось бы больше пастбищных земель, если бы люди занялись увеличением поголовья скота, чтобы держать убойных животных: "И страна, которая изначально была достаточно большой, чтобы обеспечить всех живущих здесь, сразу же становится слишком маленькой, и так мы будем неизбежно втянуты в войну."

Удивительно, что философу Сократу были знакомы не только отрицательные стороны мясоедения в отношении здоровья, но, очевидно, и экономические. Он с полным основанием указывает на то, что земля дает достаточно пищи всем жителям, но ошибочное поведение лишь немногих людей уже может иметь далеко идущие последствия.

Масштабы таких роковых последствий сегодняшнего дня, конечно, даже Сократ мог едва ли себе представить. Колдовской круг, возникший из мясоедения, вероятно, самый типичный пример сочетания человеческой неразумности и разрушения.

Растранжиривание продуктов питания

Мясо кормит немногих за счет многих. Чтобы получить мясо, животным скармливают ценнейшие злаки, которыми человек может непосредственно питаться. Согласно служебным данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов свыше 9О% возделываемых в Америке злаковых культур идет в корм животным (крупнорогатому скоту, свиньям, овцам, птице и т.д.). Можно выразиться иначе: убойным животным Америки ежегодно скармливается больше зерна, чем это требуется Индии и Китаю вместе взятым для питания. (Хеллер: Das Brot des Siegers, 1985/S.27)

Все же этот метод превращения зерна в мясо расточителен сверх всех пределов. Производство мяса, с точки зрения энергозатрат, представляет собой наихудшую форму использования земель: одной корове в течение года необходимо О,5 га земли. Через год от этого животного получат приблизительно 3ОО кг съедобного мяса. Если бы в течение того же года и на том же самом месте выращивались злаковые или картофель, то получили бы 3ООО кг и 2ОООО кг продуктов питания соответственно, иными словами, в 1О раз больше зерна, в 65 раз больше картофеля, чем мяса!

Такое расточительное производство продуктов питания происходит намеренно. За последние 4О лет, то есть со времен 2 Мировой войны крепкие в финансовом отношении концерны начали скупать бесчисленные малые предприятия и превращать их в гигантские коммерческие фермы, чтобы эксплуатировать землю путем возделывания монокультур.

Вследствие этого, крупные земельные угодья (принадлежащие, главным образом, европейским, американским и японским химическим, страховым и банковским компаниям) давали тройные и более высокие урожаи зерна, что было возможно лишь благодаря использованию самых современных сельскохозяйственных машин, подвергаемому генетическим манипуляциям посевному материалу, применению химических удобрений сельскохозяйственных ядов. Чтобы воспрепятствовать падению цен вследствие перепроизводства, урожай держался подальше от рынка, он поступал на другие "базары", то есть разбазаривался.

Перед производителями вставал вопрос, как можно избавиться от излишков, при этом выгодно заработав. За ответом не надо было далеко ходить: мясопроизводство! Расчет был прост: сначала откормить искусственно выращенных животных излишками продуктов питания, представлявшими из себя мертвый капитал, а затем извлечь выгоду, продав мясо.

Животные поедают больше корма, чем от них на бойнях получают мяса, а из всех животных крупнорогатый скот считается самым неподходящим для преобразования растительного протеина в животный. Говядина представляет собой таким образом "идеальный" вид разбазаривания: 1 кг говядины соответствует 16 кг зерна. Остальные 15 кг, то есть 94%, для человека потеряны.

Итак, мясная промышленность выступает в роли уничтожителя продуктов питания. И тем не менее (или как раз поэтому), новые законы поддерживают мясопроизводство огромными дотациями, а именно, за счет потребителя: их налогов в виде дотаций скотобойням и повышения цен на здоровье, естественные продукты питания, такие как хлеб, молоко, овощи и фрукты. В то время, как мясо искусственным образом дешевеет, цены на хлеб и молоко растут!

Описанная выше тактика крупных концернов вела к резкому всплеску спроса на мясо, и народу нужно было преподнести кусок плоти разбухающей мясной горы как-то в более аппетитном виде. Широко поставленная реклама и "научная пропаганда" кричали: мясо — это здоровая пища, человек нуждается в большом количестве протеинов, растительный протеин малоценен, вегетарианцы страдают от недостатков и т.д.

К сожалению, и в наши дни еще многие студенты-медики, врачи и другие верят в этот рекламно-технический бред и разносят его дальше.

Эксплуатация Третьего мира

Развитые страны не только транжирят свои собственные злаки, скармливая их убойным животным, но и используют для этих целей кормоносители, выращиваемые в странах Третьего мира. Вследствие этого у местных крестьян крадется жизненно необходимая пахотная и пастбищная земля, что нарушает равновесие в экономике этих стран, ведет к гибели поголовья скота, к дефициту продуктов питания, и, как результат, к импортной зависимости и задолженностям. 47% продукции мирового зернопроизводства скармливается убойным животным. В противоположность этому, ежедневно по данным ООН умирают от голода 43ООО детей. Представляя всех тех, кто выявил такую взаимосвязь, член Национального Совета Швейцарии, эксперт по делам стран Третьего мира, профессор Жан Циглер говорит: "Я больше не хочу участвовать в этом леденящем душу массовом убийстве. Не есть мясо — это начало- минимум".

Эти факты побудили экспертов по мировой экономике указать на то, что в возникновении проблемы голода в мире виновны, в принципе, немногие люди. Причиной нехватки продовольствия, от чего страдает сегодня почти 3/4 населения планеты, является не надуманная перенаселенность, а злоупотребление в использовании продуктов питания. Мы производим продуктов питания более чем достаточно для всех людей на нашей планете, но все же мы распределяем это неоправданным образом, разбазаривая продукты питания, то есть скармливая их убойным животным (или выбрасываем тоннами в море, чтобы поддерживать стабильность цен).

Производство же мяса вызывает в странах Третьего мира не только голод, но также разрушает окружающую среду.

Тропические леса, основной источник кислорода на нашей планете, еще в 1945 году покрывали пространство в 16 миллионов кв.км. Но за последние 4О лет эти "зеленые легкие" свернулись во всем мире почти на 5О%. Там, где раньше произрастала пышная тропическая растительность, служившая жизненным пространством многим видам животных и растений, после вырубки начинается эрозия, и через несколько лет пропитанного стремлением к наживе использования не остается ничего, кроме скудного пустынного ландшафта. А кто виноват? Главным образом, это концерны по производству мяса, гамбургеров, они используют выкорчеванные земли в качестве пастбищ для стад животных, которые будут убиты, или пахотной земли для огромных плантаций кормовых растений (например, сои), и некоторая доля приходится на бумажные и лесоперерабатывающие гиганты. "Богатейшая экосистема Земли перерабатывается на гамбургеры,* заборы и упаковочную бумагу — для европейцев, американцев и японцев." (Neue Zuercher Zeitung.3О.3.1983)

По данным статистики самый крупный в мире концерн по производству гамбургеров ежегодно открывает более 5ОО новых филиалов (по одному каждые 17 часов), а в секунду продается 14О гамбургеров (тенденция к быстрому увеличению темпа). Для приготовления одного-единственного гамбургера (!) вырубаются и превращаются в пастбищную и пахотную землю 4-5 кв.м тропического леса.

Местные мелкие крестьяне беззастенчиво сгоняются в города, земля эксплуатируется монокультурами и химией, почвы давят тяжелыми машинами, естественный замкнутый цикл продовольственного обеспечения нарушен.

Бразильский архиепископ Хельдер Чамара охарактеризовал это безобразие следующим образом: "Везде в странах Третьего мира сельское хозяйство модернизируется за счет народа. Чтобы удовлетворить потребительские запросы богачей, которые хотят все больше и больше есть мясо, на скудные угодья беззащитных мелких крестьян гонят чужой скот, вытаптывающий все вокруг." (Цитата из: "Die Schuld der Fleischfresser", Tаgesanzeiger, Zuerich, 23.9.1978)

Нарушение экологического равновесия

Но дьявольские жернова вращаются все дальше и дальше. Звери вымирают, в среднем, по меньшей мере, один вид животных в день! Не только животные реликтовых лесов, но также и другие погибают от разрушения среды обитания и жажды человека к убийству. И это бьет бумерангом по человеку. Например, многие крестьяне отмечают, что участились жалобы на вредных насекомых, так как с выращиванием монокультур, применением полевых ядов, вырубкой лесов и кустарников исчезают виды насекомоядных птиц.

Огромные масштабы вырубки лесов являются также одной из непосредственных причин климатических отклонений в мире, катастрофические последствия которых (парниковый эффект, засуха, наступление пустыни, наводнения, таяние полярных шапок и т.д.) еще нельзя конкретно предвидеть, однако можно предположить.

Также и в современных индустриальных странах ущерб, возникающий из-за возделывания монокультур, стремления к барышам и мясоедения, носит фатальный характер. Он выражается прежде всего в экстремальном загрязнении окружающей среды.

Сильно загрязненные сточные воды с откормочных предприятий и скотобоен в высокой степени способствуют засорению испражнениями и умерщвлению озер, рек и морей. Только на одном среднем откормочном предприятии на 5ООО бычков ежегодно образуется 1О миллионов литров испражнений! В Германии откармливаемые животные производят экскременты в таких количествах, что ежегодно на человека приходится более 3 тонн испражнений. //(Взято из: "Мясо поедает", ARD, 18.1О.1987) ARD — одна из ТВ программ в Германии (прим. перев.)//

Один пример: для получения 1 кг пшеницы требуется только около 6О л воды, а на производство 1 кг мяса уходит от 25ОО до 6ООО л, которое приводнится в сточные канавы. Куда деться с таким морем испражнений? Люди пытаются избавиться от этого бремени и вывозят навоз на поля; однако поскольку больше не существует связи между массой животных экскрементов и данной землей, то поля часто безмерно переполняются удобрениями. Так испражнения, содержащие такие даваемые животными химикалии, попадают в грунтовые воды (=питьевую воду!) и/или в стоки и далее в водоемы (реки, озера, моря).

Одним из очевидных последствий этого наступления на природу является умирание морей, таких как Северное и Средиземное моря. Гибнет рыба, происходит бурный рост водорослей и т.д. Причиной тому стал в первую очередь сброс фосфатов и нитратов. Лишь в Северное море ежегодно сбрасывают почти 1ООООО т фосфатов и 1ОООООО т нитратов. Эти соли поступают с промышленных предприятий и через городскую канализацию, расположенных вдоль притоков, а также, как показывают исследования большей частью с коммерческих предприятий, сельскохозяйственных и откормочных ферм.

Производимые в массовом порядке экскременты животных вызывают кроме этого еще и другой побочный эффект: кислотные дожди. Правительство Голландии, исследовавшее эту взаимосвязь, пришло к выводу, что эмиссии метана и аммония из экскрементных емкостей крупных животноводческих предприятий ведут к выпадению кислотных дождей и являются причиной гибели одной трети всех лесов.

Доктор Георг Боргстрем, специалист по экологии, подсчитал, что мясопроизводство загрязняет окружающую среду в 1О раз больше, чем личное подсобное хозяйство и в 3 раза больше, чем промышленность. (Лаппе, Die Oеko-Diat,1982)

Другими словами, вегетарианское питание могло бы за один раз решить многие проблемы, которые беспокоят сегодняшний мир. Приняв во внимание все эти причины, очень трудно понять, как кто-то еще может оставаться мясоедом.

4. Морально-этические основания

"Даже если бы мы вовсе не могли надеяться, что все люди однажды перейдут к вегетарианскому образу жизни, все равно никто не имел бы права есть мясо. Несправедливость остается несправедливостью даже тогда, когда это допускают все".

Магнус Швантье (1877-1959), один из великих зачинателей борьбы за вегетарианство и защиту животных; в 1902 году ввел понятие "боязнь жизни".

До этого мы рассматривали лишь отрицательные стороны мясоедения, касающиеся здоровья, экономики и экологии. Следующий вопрос глубже. Имеем ли мы вообще право — приняв во внимание последствия — убивать животных? Этот вопрос уводит нас в область этики, — науки, которая изучает не только безжизненную материю, как это делают сегодня популярные науки, но выходит за пределы этой безжизненной материи в поисках жизни и смысла. Этика считается в наше время технического прогресса падчерицей, в школах и университетах ее уже больше не изучают. Но ведь без этики, вопросов о смысле и ценности какого-либо действия, всякая наука будет бессмысленной и не имеющей никакой ценности. Этика должна поэтому стать основой любых научных усилий. Греческое слово ethos, от которого происходит слово "этика", означает "внутреннее мировоззрение, нравы и ведение жизни", которые основываются на ответственности перед творением. И поэтому неудивительно, что представители этики всегда обсуждают также и тему вегетарианства.

Слово "вегетарианец", появившееся в 1842 году с основанием Британского Вегетарианского Общества, происходит от латинского слова vegetus, что означает "невредимый, здоровый, свежий" или "крепкий". (Homo vegetus — так называли древние римляне "здоровых духом и телом людей"). Изначальное значение слова указывает, таким образом, на устойчивую в философском и моральном отношении жизненную позицию, которая вмещает в себя гораздо больше, чем просто поедание овощей и фруктов.

Большинство вегетарианцев — это люди, которые поняли, что нашим вкладом в создание более справедливого и мирного общества должно стать сначала решение проблемы насилия в наших собственных действиях. Они осознали, что мясоедение несет в себе насилие над другими живыми существами, которое безответственно.

Многие люди, без сомнения, сразу же стали бы вегетарианцами, если бы увидели кричащих и агонизирующих животных на бойне, или если бы они, прежде чем съесть мясо, должны были сами убить животное. Это открыло бы некоторым мясоедам глаза и сердце.

"Несмотря на это, мне вкусно"

Исходя из приведенных выше наблюдений, можно сделать вывод, что мясоедение не представляет никакой ценности ни с точки зрения необходимости, ни здоровья, ни экономики. Мясо делает человека больным, пассивным и безответственным по отношению к животным, природе и окружающим его людям. Остается только вот еще эгоистичный аргумент, сознательно отбрасывающий за борт все глубокие размышления и, таким образом, лишенный всякого разума: "Как бы там ни было, мне все равно вкусно".

Но кто дал нам право эксплуатировать другие живые существа и готовить им конец, полный ужаса, просто, чтобы есть мясо — на том основании, что нам "вкусно" и нам хочется? Разве нельзя, если бы это было так просто, на том же дешевом основании оправдать и другие насильственные преступления? Но принял ли бы какой-нибудь суд в мире подобное объяснение убийства или изнасилования? Разве страдания, которые я испытываю, отказываясь от мяса, мучительнее, чем те, что испытывают животные, из которых я готовлю жаркое?

Этот вопрос этики подняла также "Schweizer Illustrierte" в номере от 8.6.1987, где была приведена цитата известного немецкого писателя

Фолькера Элиса Пильгрима: "Приготовленная вовремя котлета лежит на полке подобно картонке, тарелке или пуговице от брюк. Но это не так. Еще вчера это принадлежало дышащему, чувствующему, пульсирующему целому. Хочу ли я убивать, чтобы вот так получить мою котлету? Нет, я не хочу. Теперь — повернемся все серьезно лицом к этому вопросу, есть ли в Швейцарии, предположительно, все еще вегетарианцы. И мы задали бы этот вопрос в хорошем обществе поэтов и мыслителей всех времен, которые всегда считали убийство животных недостойным человеческого духа."

А таких личностей много! К самым известным этическим вегетарианцам относятся Будда, Далай Лама, Заратустра, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Аристотель, Гораций, Овидий, Сенека, Плутарх, Франциск Ассизский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Гумбольдт, Лев Толстой, Вильгельм Буш, Рудольф Штайнер, Томас Алва Эдисон, Ральф Валдо Эмерсон, Джордж Бернард Шоу, Райнер Мария Рильке, Рихард Вагнер, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и т.д. — о многих вегетарианцах современности и не скажешь.

Всегда были великие культуры и личности, оказывавшие животным уважение, на которое они имеют право. В то время, как на нашей параллели еще царили примитивнейшие условия жизни, в Индии уже цвела высокоразвитая цивилизация, о чем мы узнаем из древних санскритских писаний той эпохи. Прежде всего в "Бхагавад-гите", важнейшем из этих писаний, сказано, что возделывание земли, торговля натуральными продуктами и защита коров являются экономическими столпами общества, способного противостоять кризисам. Кроме этого, "Бхагавад-гита" раскрывает, что таково желание Бога — все люди должны питаться вегетарианской пищей. (Другие подробности об учении "Бхагавад-гиты" приводятся в 6 главе и в послесловии.)

Также и в древнеевропейской культуре, в античной Греции вегетарианство было идеалом высшего поведения. Цитата из произведения Платона "Государство" и названные выше имена это уже проиллюстрировали.

Пифагор (ок. 5ОО г. до н.э.), знавший также о законе реинкарнации, сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло корове и остается глух к мычанию ужаса, кто может хладнокровно забить блеющего козленка и пообедать птицей, которой он сам давал корм — насколько еще далек такой человек от преступления?"

А Аристотель продолжал эту мысль: "Если человек в совершенстве своем — самое благородное создание, то оторванный от закона и морали, он — самый худший из всех."

Равным образом как в Древней Греции, так же и среди древних римлян были великие философы-вегетарианцы (Гораций, Овидий, Плутарх). Плутарх (45-12О гг н.э.) пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений. Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения."

Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором."

Цитаты знаменитых вегетарианцев Во все времена находились люди, которые настоятельно указывали на необходимость безмясного питания. Приводимые ниже цитаты говорят сами за себя:

Гораций (65-8 г. до н.э., римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы — ходячие кладбища!"

"Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека".

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии): "Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость — один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа".

Ральф Валдо Эмерсон (18О3-1882, американский писатель и политик): "Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, — Вы — соучастник".

Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".

Фридрих Ницше (1844-19ОО, немецкий философ):

"Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберутся мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом".

Лев Толстой (1828-191О, русский писатель): "Если человек серьезен и искреннен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуть- это мясоедение...Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству"

Вильгельм Буш (1832-19О8, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом".

Эмиль Золя (184О-19О2, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Дж. Бернард Шоу (1856-195О, английско-ирландский драматург): "Животные — мои друзья, и я не ем моих друзей!"

Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".

Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".

Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем." (при разглядывании рыб в аквариуме)

Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления): "Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела."

"Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным".

Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года):

"Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества."

Исаак Башевис Зингер (19О4, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы):

"Мы все творения божьи — и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".

"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это — мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость — мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство — мой шаг. И я думаю, очень важный."

5. Религия

Милосердие и сострадание к слабым являются двумя основополагающими принципами, которые высоко ценятся всеми религиями мира. Но почему сегодня эти принципы не распространяются на животных? Почему ни одна из традиционных религий не требует от своих верующих покончить с убийством животных?

Разве не было бы логичным принять, что Бог, который желает Своим созданиям только добра, рекомендует людям свободную от насилия, здоровую вегетарианскую пищу? Тем не менее этот основополагающий и само собой разумеющийся религиозный принцип вегетарианского образа жизни в наше время многими религиями полностью игнорируется, часто даже сознательно отвергается или искажается.

"Жестокость по отношению к животным, а также безучастность к их страданиям, есть, по моему мнению, один из тяжелейших грехов рода человеческого. Это источник человеческой испорченности. Если человек создает так много страданий, то какое он имеет право жаловаться, когда страдает сам?" — Ромен Ролан (1866-1944, французский писатель; лауреат Нобелевской премии 1915 года в области литературы).

Сегодняшние религии, однако, не считают это грехом и не осуждают как грех. Но если мы рассмотрим изначальное учение отдельно взятых религий, то обнаружим, что убой животных нигде не одобряется, а во многих религиях даже напрямую запрещается.

Христианство

Из ранних христианских хроник явствует, что первые святые и учители — прямые последователи Иисуса Христа — принимали только вегетарианскую пищу, и даже называются имена некоторых апостолов.

В книге "Paedagogus" (II,1) Клеменса Александрийского (15О-215) говорится, что Апостол Матфей "жил растительной пищей и не прикасался к мясу". Греческий летописец Евсебий (264-339), епископ Цезареи указывает в своей "Истории церкви" (II 2,3) на то, что Апостол и евангелист Иоанн был строгим аскетом и вегетарианцем. А Апостол Петр свидетельствует в Клементийских гомилиях (XII, 6): "Я питаюсь хлебом и оливой, и очень редко овощи добавляю."

Другие примеры раннехристианских вегетарианцев — Тертуллиан (16О-22О), Ориген (184-254), Св.Антоний (25О-356), Св.Иероним (347-42О) и Иоанн Хрисостомос (344-4О7) — только чтобы назвать важнейшие имена.

Как мясоедение вошло в Библию Вплоть до 4 столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии (Египет) указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа от многих доступных в то время священных писаний.

Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены "западным" христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть.

Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы, используя такую позицию, избежать преследований христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей. Они даже добились покровительства Кайзера Константина (285-337), который правил в то время и впоследствии действительно позволил провести обряд своего "принятия" веры. Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и остался, решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу.

В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores) было поручено "рассортировать"и "откорректировать" многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа. Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом. Только через полвека (382) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как "Новый Завет".

Теолог и последователь раннего христианства Г. Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: "Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием пообрезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (читай: Константин) не собирались следовать. А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, опьяняющих напитков и т.д." (Евангелие двенадцати Святых, предисл. из-во Humata, 1988)

Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа — жить просто и воздержанно — тем самым отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не хотели поэтому подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских "братьев по вере", так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики. По свидетельствам современников, он казнил пойманных "отколовшихся " христиан, вливая им в горло, по римскому обычаю, расплавленный свинец. Таким образом начала распространяться новая форма христианства под контролем Кайзера Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами.

Именем Христа? Но от этих своевольных изменений в законах Бога должны были страдать не только люди, но также и животные, которых затем можно было повсеместно и беспрепятственно забивать и поедать.

В средневековье Фома Аквинский (1225-1274) объявил, что Провидением позволено убивать животных, так как у них нет души. (Интересно, что в этой связи он также сказал: у женщин нет души.) Единичная точка зрения темного средневековья? Нет, к сожалению, нет. Позже обнаружилось также, что нет души у индейцев, и что у негров нет души, поэтому христианам разрешалось убивать индейцев и обращать негров в рабов, а с рабами обращаться точно как с животными, истязать, а в случае необходимости и убивать. И с подобным же настроем дозволенности и в наши дни в христианских странах мучают, убивают и съедают животных.

Епископ Махенс Гильдесгеймский заявил в своем "Письме на пост" от 8.3.1949: "У животных нет души, они не ведают о продолжении жизни после смерти. Поэтому у них также нет и никакого чувства достоинства, на котором они могли бы построить свои права. И в действительности, у животных нет прав. У них нет претензий к условиям существования, состоянию здоровья, притязаний на собственность и стремления обрести добрую репутацию".

В беседе с известным теологом доктором Хайнрихом Штрайтхофеном 26.1О.1985 журнал "Птицеводство и свиноводство Германии" задал вопрос: "Некоторые защитники животных утверждают, что животные имеют права, аналогичные нашим человеческим, и также право на жизнь. Что вы скажете в этой связи?" Теолог ответил: "Ерунда! Это не подтверждается ни с правовой, ни с религоведческой, ни с философской точки зрения... Лишь человек является личностью. У животных нет личностного характера... Предназначение животных служить человеку оправдывает не только использование их, но также убийство и разведение."

И сам Папа Иоанн Павел II заявил в 1985 году в своей речи перед биологами: "Животные определенно созданы для использования человеком; то есть, они могут быть использованы также и для экспериментов." И неудивительно, что всегда находились люди, говорившие о "предательстве христианами животных": "Чего мы еще ждем от религии, если мы вместе с животными теряем сострадание?" — справедливо спрашивал себя Рихард Вагнер (1813-1883), композитор и вегетарианец, еще в прошлом столетии.

Мясоедение и сегодняшняя Библия Различные издания церковной Библии опираются на Синайский кодекс, старейший текст Библии, который используют и сегодня. Этот греческий текст написан на греческом языке и происходит из 4 столетия после Христа, то есть после Никейского Собора.

Более ранние оригинальные тексты Библии сегодня уже не используются. Другие библейские тексты, такие как Ватиканский и Алексанрийский кодексы были записаны позже и, так же как и Синайский кодекс являются лишь церковными переводами копий копий.

И поэтому неудивительно, что сохранились только лишь неполные фрагменты учения Иисуса Христа, как раз и касающиеся питания человека. Так как решительные высказывания Иисуса Христа в этом вопросе нам больше не известны, то дискуссии об образе питания Христа бесполезны, когда при этом ссылаются исключительно на сегодняшний Новый Завет. (В этой брошюре не нашлось бы места, если бы мы решили подробно остановиться на многочисленных апокрифах изначальных христианских писаний, таких, как Эссенерское Евангелие, Деяния Апостола Петра или Книга Фомы, где описывается, как Иисус Христос проповедовал, в частности, строгое воздержание от мяса.)

Также и Ветхий Завет при былом рассмотрении не приводит никаких ясных высказываний, но всего лишь противоречивые указания. Некоторые места в тексте велят человеку употреблять вегетарианскую пищу, в других же, напротив, разрешается есть мясо и приносить в жертву животных. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидным, что безмясной пище отдается предпочтение.

В I Книге Моисеевой (Книга Бытия 9.3), например, находим четкое дозволение есть мясо, однако это дозволение касается времени после Потопа, когда вся пахотная земля была размыта. Вместо того, чтобы произвольно ссылаться на эту помощь в трудной ситуации (чтобы быть последовательными, следует также принять и 6 текст 9 главы, где говорится о неизбежности наказания смертью за содеянное!), лучше придерживаться изначального указания Бога, которое можно найти на первых страницах Библии: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу." (Книга Бытия 1.29)

Через стих Господь Бог подтверждает, что такой вид пищи "хорош", в то время как другой, который Он упоминает позже (то есть мясо), разрешался только ради удовлетворения испорченной прихоти человека — пища, которая пропитана ужасом: "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они." (Книга Бытия 9.2)

Многократно цитируемый пример с перепелами из 4 Книги Моисеевой еще больше проясняет этот пункт. После того, как народ израильский в пустыне пресытился манной небесной, по воле Господа Бога с неба посыпались перепела, которые люди жадно собирали и, устроив большое пиршество, поедали (II, 31-32).

Чтобы все же завершить эту историю подобающим образом, нужно тут же учесть и следующий стих: "Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою (II, 33). Иначе говоря, Богу не понравилось, что люди ели мясо перепелов.

Иоанн Креститель Истинные преданные Бога не принимают плоти убитых животных. Человек оказывает себе и таким великим личностям плохую услугу, когда пытается обвинить их, будто они якобы ели мясо. Однако, к сожалению, начиная с 4 века, подобным образом пытались поступить не только с Иисусом Христом, но и с его ближайшим предвестником: Иоанном Крестителем. "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед." (Евангелие от Матфея 3.4)

Акриды означает саранча. Здесь мы обнаруживаем классический пример неправильного перевода. Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель, которому Иисус Христос даже доверил крестить себя, ел саранчу? Словом "саранча" (лат. locusta) называли плоды робинии ( белой акации — названная саранчевым деревом или коурбарил (courbaril). В Палестине плоды робинии (англ. carob) относятся к важнейшим пищевым продуктам, и как раз потому, что Иоанн Креститель питался этими сладкими бобовидными плодами, их по сей день называют "Иоаннов хлеб". И везде, где растут эти покрытые цветками деревья, есть дикий мед. Таковой была пища великой святой личности, как это уже предсказывалось в Ветхом Завете ("он будет питаться молоком и медом..." (Исаия,7.15)

"Не убий!" Так гласит пятая из десяти заповедей Моисеевых. В действительности, нельзя выразиться проще и яснее, и это относится, вопреки говорящим иначе интерпретациям, не только к убийству человека. На иврите, языке оригинала, эта заповедь выглядит так: lo tirtzach. Lo означает "ты не должен", а tirtzach относится к "любому мыслимому виду умерщвления", как авторы установили, прибегнув к помощи стандартного словаря "The Complete Hebrew/ English Dictionary доктора Роибена Алкалея. Tirtzach означает, таким образом, не только "убивать", хотя эта пятая заповедь переводится в последнее время в некоторых современных "объединенных переводах" Библии как "Не убий".

Этого однозначного указания Господа Бога уже, собственно говоря, достаточно серьезному христианину, чтобы прекратить убивать животных и есть их плоть.

Другие религии

Иудаизм. Не только отцы раннехристианской церкви первых столетий после Иисуса Христа строгим образом отказывались от мяса, но и многие еврейские монашеские ордена до и во время Иисуса Христа, такие как, например, Эссенерские и Назаретские. Для всех них вегетарианство было, согласно I Книге Моисеевой (1.29), основой жизни в сознании Бога.

В иудейских писаниях и в Ветхом Завете строго запрещено есть "мясо с кровью". Вместо того, чтобы полностью выбросить мясо, как это рекомендовано во многих местах этих писаний, они, опираясь на разрешение есть мясо без крови, ввели сложный ритуал, чтобы получать мясо. Они перерезали живой корове горло и оставляли ее истекать кровью (метод умерщвления, который кроме жестокости никогда не дает стопроцентно обескровленного мяса).

В действительности, такие ограничения в мясоедении нужны были, чтобы человек в конце концов понял, что лучше выбросить мясо целиком.

"К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу."

"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови." (Книга Исайи 1.11.15)

Ислам Пророк Магомет проповедовал в пустыне, где очень трудно жить вегетарианской жизнью. Хотя Ислам не является религией, пропагандирующей вегетарианство, Магомет высоко держался этого идеала, как это явствует из дошедших до нас биографий. Он питался, главным образом, молоком, йогуртом, медом, орехами, фигами, финиками и другими фруктами. Также и в Коране можно найти места в тексте, где от человека требуется проявить всеобщее милосердие и справедливость ко всем живым существам. Например: "Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Все создания Аллаха — Его семья." (6.38)

В суфизме, известной аскето-мистической ветви Ислама, воздержание от употребления мяса и алкоголя считается условием для развития глубинных качеств духа и экстатического созерцания Бога.

Буддизм Господь Будда ввел "ахимсу" (ненасилие) и вегетарианство в качестве одной из пяти фундаментальных ступеней на пути самоосознания. Одна из его основных задач состояла в действительности в том, чтобы положить конец греху принесения животных в жертву и мясоедения. "Я не вижу причин, почему нужно забивать животных и есть их мясо, так как ведь есть многое другое в пищу. Человек не нуждается в мясе." — Далай Лама (Стивен Розен: Food for the Spirit, Vegetarianism and the World Religious, Нью-Йорк, 1987)

Индуизм Индуизм — это современное собирательное понятие для многочисленных возникших в Индии философских направлений и религиозных течений. В различных древнеиндийских сводах законов, как например, в "Ману-самхите", содержатся ясные указания относительно мясоедения: "Нельзя добыть мясо, не совершив насилия над другими живыми существами. Поэтому следует избегать употребления в пищу мяса". В другом месте "Ману-самхиты" читаем: "Если человек осознает ужасающее происхождение мяса и жестокость, которую приносят с собой пленение и убийство олицетворенных существ, то он должен полностью отказаться от мясоедения."

Также ясно говорят об этом древнеиндийские ("ведические") писания, важнейшими среди которых являются "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам": "Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов (мяса, рыбы и яиц), дорога тем, кто находится в гуне невежества." ("Бхагавад-гита", 17.1О) "Не ешь того, что осквернено мясом или рыбой" ("Шримад-Бхагаватам", 6.18.49)

В дальнейшем мы хотим прибегнуть к помощи ведических изначальных текстов, так как высказывания Вед наиболее ценны, как видно на примере с мясоедением.

6. Мясоедение и закон кармы

"Все страдания, которые человек причиняет животным, вернутся снова к человеку" Пифагор

"Пока существуют бойни, будут и войны" Лев Толстой

Когда задаешь себе серьезный вопрос, имеет ли человек право убивать животных и осознаешь, что нет, то логически возникает следующий вопрос: почему человеку это не разрешается, что случится, если он поступает так, несмотря ни на что — как это происходит сегодня?

В то время, как западные философы и религии не имеют ни малейшего понятия относительно того, имеют ли животные право на жизнь или их можно убивать без последствий для себя, в ведических писаниях мы находим самые четкие и ясные высказывания и объяснения, касающиеся всех сфер жизни, как материальной, так и духовной. Решающей темой, что нужно понять в этой связи, является тема кармы.

Санскритское слово "карма" означает дословно "действие" и указывает на то, что каждое действие в материальном мире влечет за собой различные краткосрочные и долгосрочные последствия (реакции). Каждый человек выполняет "карму" (совершает действия) и подчиняется тем самым закону кармы, закону действия и реакции, согласно которому, каждому действию (хорошему или плохому) устанавливаются соответствующие будущие (хорошие или плохие) последствия. Когда говорят о карме отдельной личности, то имеют в виду, таким образом, "предопределенные реакции" на совершенные по свободному выбору действия".

Закон кармы не есть просто восточная теория, это закон природы, который действует так же неизбежно, как время или закон гравитации. За каждым действием следует реакция. Согласно этому закону, боль и страдания, которые мы причиняем другим живым существам, возвращаются к нам. "Что посеешь, то и пожнешь", так как у природы свои законы универсальной справедливости. Никто не может обойти закон кармы — кроме тех, кто понял, как он действует.

Основой для понимания закона кармы является осознание того, что у всех живых существ есть душа, а это означает, все они — суть бессмертные духовные души, пребывающие в бренных телах. В "Бхагавад-гите", центральном ведическом писании, Кришна описывает духовную душу как источник сознания, которое пронизывает все тело и вообще дает ему жизнь. Когда душа оставляет тело, то говорят о "смерти". Разрушение тела, принадлежащего душе, как это происходит в случае убийства животных, считается поэтому для человека тяжким грехом.

Лишь в человеческой форме жизни душа обладает свободой сознательного выбора. Но вместе с этой свободой человек несет также и ответственность за все, что совершает. Поэтому от человека требуется, чтобы он осознавал высшие жизненные принципы, такие как, например, закон кармы, и действовал согласно им, так как "незнание закона не освобождает от ответственности".

Понимание закона кармы раскрывает разрушительные последствия убийства животных. Даже если человек и не убивает животных сам, все равно он наносит себе вред. Согласно закону кармы, все участники убийства — те, кто разводит животных, убивает, продает мясо, варит, сервирует и тот, кто ест — получают соответствующие кармические реакции.

Однако закон кармы действует не только индивидуально, но и коллективно, то есть, он распространяется на действия, совершаемые совместно группой людей (семья, община, нация, даже население целой планеты) активно или пассивно. Если люди обеспечат соблюдение законов творения, то от этого выиграет все общество. Если же в обществе допускаются греховные, неправедные и насильственные действия, оно будет страдать вследствие соответствующей коллективной кармы, то есть от войн, природных катастроф, гибели окружающей среды, эпидемий и т.д.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), самый выдающийся переводчик с санскрита XX века и основатель Движения Харе Кришна, писал в 1974 году:

"Того, кто убивает животных и доставляет им неоправданные страдания, — как это люди делают на бойнях, — будут убивать в следующей и во многих других жизнях таким же способом. Подобные преступления никогда не прощаются. Если человек убивает по-профессиональному многие тысячи животных, чтобы другие люди могли купить мясо в пищу, то он должен знать, что в следующей жизни, жизнь за жизнью его будут убивать тем же способом.

Есть множество негодяев, которые нарушают свои собственные религиозные принципы.

В иудейско-христианских писаниях однозначно сказано: "Не убий!" Тем не менее сами религиозные вожди позволяют себе убивать животных, и в то же время они хотят, чтобы их считали святыми и раздают индульгенции всех видов. Такое легкомыслие и лицемерие в человеческом обществе приводит к бесчисленным катастрофам; поэтому то и дело вспыхивают крупные войны. В массовом порядке люди выходят тогда на поля сражений и убивают друг друга. Теперь создали атомную бомбу, которая только и ждет того, чтобы принести массовые разрушения.

Если люди хотят освободить свои будущие жизни от этого убийства и от того, чтобы быть убитыми, они должны обратиться к сознанию Кришны и прекратить свою греховную деятельность. Международное Общество Сознания Кришны рекомендует каждому воздерживаться от употребления мяса... Мы просим каждого прекратить греховную деятельность и воспевать мантру Харе Кришна. Таким способом люди могут спастись от повторяющихся рождений и смертей" ("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 24.251, комментарий)

Многие люди сегодня опасаются возникновения войны, и одновременно с этим каждый день на бойнях, животноводческих предприятиях и в лабораториях, где проводятся опыты над животными, во всем мире они хладнокровно устраивают по меньшей мере такую же жуткую как и на войне резню и не осознают, как тесно связаны между собой эти насильственные действия.

Карма, вегетарианство и ситуация в мире

Тот, кто понимает то, о чем говорилось выше, должен поразмышлять над сегодняшней ситуацией в мире. Несмотря на все предостережения потребление мяса в мире продолжает увеличиваться. По данным статистики, ежегодное потребление мяса на душу населения в индустриально развитых странах за последние тридцать лет удвоилось (с 4О до 8О кг и более. В Германии среднестатистический показатель достиг уровня 1ОО кг, а в Швейцарии 91 кг!).

А потребление мяса растет дальше: западные мясные концерны проникли в открывшиеся страны Восточного блока, чтобы извлечь выгоду на новом, голодном рынке. Одураченные рекламными девизами типа "Мясо — часть жизненной силы" или "мясо есть здоровье" потребители втягиваются в мясоедение, с помощью государства как по мановению волшебной палочки из земли вырастают новые откормочные предприятия и бойни, а мультинациональные концерны по производству мяса и гамбургеров тайно подыскивают все новые страны для своей экспансии. (Последняя цель — 1 миллиард китайцев). Таким образом они увеличивают глобальное бремя коллективной кармы.

Что может сделать один человек в условиях такого засилья? Закон кармы заставляет нас подумать не только об угрожающих реакциях, но и показывает одновременно также — через ссылку на истинные причины — практический способ.

Даже если кажется, что наш переход на вегетарианский образ жизни по всему миру недостаточно широк, такой шаг все же изменит нашу индивидуальную карму. А коллективная карма есть ничто иное, как сумма всех отдельных случаев индивидуальной кармы; таким образом, каждая отдельно взятая дополнительная личность, которая больше не поддерживает сегодняшний ход истории, ведущий к самоубийству, сокращает тем самым коллективную плохую карму, нависшую над современным человечеством.

Это будет большой услугой, которую Вы, уважаемая читательница и читатель, окажете себе и измученному кризисами миру, если Вы сделаете один такой шаг — начав жить по-вегетариански!

"Систематический показ трудностей кризиса... конечно, не означает... что нам предстоит жить в мире кошмаров. Можно было бы написать сценарии, которые широко учитывают позитивные возможности, например: открытие совершенно нового, безвредного для окружающей среды энергоносителя, или неожиданный успех исследований в области ядерных реакций и солнечной энергии; или увлекающий всех поток религиозного движения в западном мире, который ведет к ограничению потребления мяса (и тем самым поможет сэкономить миллиарды тонн зерна и гарантирует человечеству как единому целому более лучшее питание)..."

Алвин Тоффлер, автор "Der Zukunftsschock, Kursbuch ins Dritte Jahrtausend, Die Zukunftschance и др." в своей вышедшей в свет в 1975 году книге "Die Grenzen der Krise" (стр.99)

7. Вегетарианство — необходимость, но этого недостаточно

"Я ведь не говорю, что каждый человек, кто живет по-вегетариански, идеален, но что каждый, кто не живет по-вегетариански, действует таким образом противоправно". Магнус Швантье (см. главу 4)

Закон кармы, который был освещен в 6 главе, показывает, почему это крайне необходимо, чтобы человек поразмышлял над своим способом питания и понял: мясоедение не есть его личное дело!

Слишком велик возникающий при этом ущерб, наносимый собственному здоровью, животным, окружающей среде, да и всей планете.

Закон кармы объясняет собственно причину опасности, которая сегодня угрожает человечеству, а именно невежественные и безбожные действия отдельных людей и их безответственных правительств. Никто не вправе тешить себя надеждой, что растущие сегодня проблемы могут быть решены до тех пор, пока мы не будем готовы изменить наш собственный стиль жизни — и жизнь по-вегетариански является первым шагом в этом направлении.

Страдающая мать-земля стонет не от высокой численности населения, а под бременем слишком большой массы людей, которые неправильно себя ведут. Здоровье, справедливость, мир и достойная жизнь в будущем останутся утопией, если мы не предпримем никаких попыток по прекращению действий, влекущих за собой плохие кармические реакции. Ученые, политики, а также сегодняшние религии испытали очевидное поражение, так как они, кажется, утратили знание о более высших законах природы и о Боге, Творце природы.

Источники же, которые раскрывают нам знание о карме — ведические писания, — указывают также конкретное решение, информируя человека о том, что есть законы Бога в действительности и как им можно следовать применительно к местности, времени и обстоятельствам.

Когда в наше время все больше людей начинают осознавать, насколько больше преимуществ у вегетарианского питания, то они не совершают чего-то такого, что бы уже не поведали нам Веды. Свободная от насилия, то есть безмясная пища есть одна из заповедей Бога, которой человек должен следовать в собственных интересах. Таков совет, данный нам вневременными ведическими писаниями, в особенности "Бхагавад-гитой" и "Шримад-Бхагаватам", которые были записаны 5 тысяч лет назад великим святым Индии (литературным воплощением Бога Вьясадевой) для того, чтобы это необходимое знание сохранилось в письменном виде для будущего (то есть для нас).

Эти писания называют современную эпоху Кали-югой, "эпохой ссор и лицемерия". В Кали-югу богатства Земли все интенсивнее уменьшаются по причине греховной деятельности людей, и поэтому люди должны целый день тяжело трудиться, только чтобы получить немного места для сна и что-то поесть. Эту картину мы наблюдаем сегодня: кажется, что у большинства людей времени находится только для того, чтобы есть, спать, работать и иметь надежное рабочее место. Больше вряд ли у кого есть время заняться возвышенными вопросами жизни; но ведь именно в этом и заключается задача человека, который, в отличие от животного, несет ответственность за каждое действие в своей жизни.

Поэтому решение следует искать не просто в вегетарианстве, а в естественном, богоосознанном стиле жизни, который включает вегетарианство как логическое продолжение. Такой стиль жизни детально описывается в "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам", и он предполагает не только вегетарианство, но и развитие основополагающего индивидуального и коллективного сознания, о котором сегодня везде говорят, но, к сожалению, те, кто за это ратует, на деле сами не стремятся к изменению сознания. Такое изменение сознания людей, как объясняет "Бхагавад-гита", может быть осуществимо, а лицемерный характер Кали-юги преодолен лишь тогда, когда оно расцветет вокруг источника всех людей и всех живых существ — Бога.

Если читатель почувствовал горячее желание самому начать вегетарианский образ жизни и прочесть упомянутые выше ведические писания, чтобы больше узнать о рекомендованном изменении сознания, тогда настоящая брошюра достигла своей цели.

ПослесловиеВегетарианство и сознание Кришны Мы не утверждаем, что один лишь факт вегетарианского образа жизни может решить все мировые проблемы. Это было бы примитивно. Вегетарианцев можно было бы обвинить в том, что также и они крадут у природы, так как человек в принципе не вправе претендовать на что-либо из творения Бога. И помимо этого также и вегетарианцы иногда убивают (а именно растения). Такие аргументы в действительности правомерны; однако насколько больше они касаются мясоедов!

Прежде всего нужно твердо понять, что употребляя в пищу фрукты, орехи, зерновые и молоко, мы не убиваем живые существа. Коровы и деревья живут дальше, а зерновые и также некоторые овощные сорта, которые живут лишь один сезон, ко времени сбора урожая уже мертвы.

Тем не менее вегетарианская пища не полностью свободна от кармических реакций. В лучшем случае это нейтральная карма. Но целью человеческих действий должно стать освобождение от кармических реакций. О том, как этого можно добиться, говорит Кришна (Бог) в "Бхагавад-гите": "Тот, кто служит Мне с любовью и преданностью, освободится от кармических реакций." ("Бхагавад-гита",4.41)

Этот принцип применим во всех областях жизни, также и в отношении питания. Так как Господь Бог Своим Творением дает нам пищу, мы должны все, что едим, сначала поднести Создателю с любовью и преданностью. Но Бог не принимает от человека ни мяса, ни рыбы, ни яиц, только ту чистую пищу, которая свободна от крови и насилия: "Если человек предложит Мне (Кришне) листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, Я приму их.

Чтобы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, и через какую бы тапасью ни проходил, — делай это, о сын Кунти, как подношение Мне." ("Бхагавад-гита", 9.26-27)

Тот, кто знает эти законы Творения, ест поэтому только то, что сначала было предложено Кришне с любовью и преданностью. Такое подношение совершается с определенноми молитвами и особенно при воспевании мантры Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе Освященная таким способом пища называется прасадом Кришны. (Прасадом означает "милость".) Такой прасадам Кришны ("милость Бога") является не только здоровым, полноценным вегетарианским питанием, но обладает также и духовным очищающим воздействием: "Бхакты Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу, очищаются от всех грехов. Те же , кто готовят пищу ради собственного чувственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех". ("Бхагавад-гита", 3.13)

Прасадам Кришны освобождает человека от тех кармических реакций, которые в материальном мире связаны обычно со всякой деятельностью. Кроме этого человек освобождается также и от прежней кармы, если он просто принимает в пищу то, что было вначале предложено с любовью и преданностью Кришне, Верховной Личности Бога. Таким образом, также и явно бытовая деятельность, такая как приготовление пищи, еда, музыка и труд становятся для людей в сознании Кришны медитативным процессом. Медитация на Кришну очень практична, так как благодаря ей все материальное используется в служении Кришне и потому одухотворяется.

Прасадам Кришны выходит поэтому далеко за рамки обычного вегетарианства, так как это практическое выражение целой философии жизни, позволяющей человеку жить в гармонии с Богом и окружающими людьми, животными и окружающей средой. Обсужденные в этой брошюре темы должны показать, с каким совершеством Бог обеспечивает мир и какие разрушительные последствия влекут за собой попытки людей "улучшить" природу, нарушают ее законы. Так тема безмясного питания может нам помочь прикоснуться к более высшему божественному миропорядку.

Мы с радостью думаем о том времени, когда люди вновь осознают законы Бога и будут им следовать, и решение жить по-вегетариански есть первый и необходимый шаг.