Прости и отпусти. Что это значит на самом деле?

Волей или неволей мы обижаем людей, а кто-то обижает нас. Умеем ли мы попросить прощения и можем ли мы простить другого человека? Или же мы копим все обиды в себе. Что означает известное всем выражение прости и отпусти?

Иоганн Фридрих Шиллер говорил: «Сильнее всех побед – прощение». Фраза, сказанная великим поэтом и философом более двух веков назад, актуальна и по сей день.

Понимать необходимость прощения люди научились уже очень давно. Еще в древнем Египте монахи, уходя в пустыню для молитвы, просили друг у друга прощения. На Руси у воинов была такая же традиция, перед боем просить прощения друг у друга. И те, и другие знали, что обратно можно и не вернуться, поэтому не хотели умирать с грузом обиды на душе.

Важность прощения привела к созданию специального дня – прощеного воскресенья. Это день в канун великого поста, когда люди просят друг у друга прощения и прощают сами. А в начале весны мы говорим: «Прощай, зима, прости меня».

Само слово «прощение» этимологически близко к словам «исцеление», «освобождение». Обиды, большие и мелкие, серьезные и пустяковые лежат на наших плечах тяжким грузом. Мы к нему уже привыкли, и не замечаем, что их яд отравляет нам жизнь. Обижаемся сами, обижаем других, делаем вид, что забываем об этом, стараемся не думать о случайно брошенном слове или нечестном поступке. И только тогда, когда обиженный нами человек искренне говорит: «Ничего, я не в обиде», можно в сравнении понять, как душа освобождается от груза.

Но как же можно простить кого-то, если даже не осознаешь, что держишь зло? Если считаешь себя правым? И почему именно ты должен просить прощения?

Нет, лучше вместо этого ждать уступки со стороны другого человека и считать себя непогрешимым. А обида никуда не девается. Она мелким червем сидит в сердце и точит его изнутри. Есть выражение, прекрасно описывающее это состояние: «Умом давно простил, но вот сердце простить не может». И именно оно, сердце, в первую очередь страдает от нашего чрезмерного самолюбия.

Самолюбие, как и чувство собственной правоты, не дает нам попросить прощения. Оно будит чувство справедливости, а оно в свою очередь вызывает гнев. И все эти эмоции остаются внутри, потому что в своей обиде мы замыкаемся в себе. Действительно, как же просить прощения, если я прав? Если это меня обидели?

Простить – это задача не ума, это не анализ ситуации с нахождением аргументов в свою или чужую пользу. Как раз аргументируем мы ситуацию в свою пользу, так уж устроен наш мозг. И в результате таких раздумий мы только укрепимся в своей правоте и еще дальше уйдем от того, чтобы простить.

Прощение – это решение души, здесь разум стоит отключить. Это не убеждение самого себя в том, что вы умнее обидчика, поэтому снисходите до его прощения, это даже не попытка его понять и поставить себя на его место. Это полное освобождение от случившегося.

Но ведь тогда исчезает чувство собственной правоты и справедливости! Но если присмотреться, правый и справедливый сохраняет в себе зло на обидчика. И в итоге все душевные силы оказываются рабстве у обиды.

Прося прощения, мы освобождаем именно себя. Так что учитесь прощать и жить станет легче!