Ларри Пейдж рассказывает, как изменить мир

Прорывные идеи можно заметить на каждом шагу. Но большинство из нас все равно упорно отказываются их видеть. Будучи президентом Google, Ларри Пейдж неоднократно побуждал своих подчиненных принимать на себя риски, которые в конечном счете помогли создать такие популярные сегодня программные продукты как Gmail и Google Maps.

Пейдж всегда смотрел на мир через призму возможностей - начиная от энергетической и заканчивая автомобильной сферами. Но он также прекрасно понимает человеческую натуру - с ее ленью и нежеланием двигаться на встречу большим свершениям. В интервью, которое Пейдж дал представителям журнала Fortune, вы ознакомитесь с подходами этого гения бизнеса к инновациям, изменениям и проблемам современности.

- Что Вы думаете о современности?

Ларри Пейдж: Если вы спросите экономиста, что стало двигателем мирового экономического роста - услышите о массовом производстве, механизации, автоматизации процессов и другие подобные вещи. Проблема заключается в том, что наше общество не доросло еще до глобального осознания подобных процессов.

Люди слишком мало работают над вещами, которые могут иметь по-настоящему глобальное влияние на мир и общество. Если говорить образно - для того, чтоб получить питьевую воду, сегодня мы уже не обязаны ежедневно ходить по 5 километров к источнику и носить ее ведрами к нашему сайту. Технологии способны обеспечить нас чистой и пригодной для употребления водой почти без усилий с нашей стороны.

Но люди почему-то продолжают пользоваться ведрами! Люди продолжают мыслить категориями: "Все мы заложники этого мира. Нам не избежать судьбы. То, что должно произойти - произойдет!"

На самом же деле люди сами являются творцами собственной жизни. Мы можем создавать чистую энергию, повышать эффективность транспортировки или улучшать Интернет. Сегодня даже самые малые группы людей могут иметь по-настоящему огромное влияние на мир.

- И каким образом можно увеличить количество таких людей?

Ларри Пейдж: Люди сами создают препятствия?! Позвольте мне привести пример. В нашем первом письме основателей в 2004 году, мы разговаривали о рисках инноваций. Мы сказали, что будем воплощать в жизнь идеи, вероятность успеха которых составляет лишь 10%. Но если они все-таки окажутся успешными - то в долгосрочном разрезе принесут нам не менее $ 1 млрд. Мы не собирались тратить на эти начинания больших ресурсов - 90% персонала работали над устоявшимися проектами. Поэтому мы не слишком рисковали.

Но если сегодня вы посмотрите на структуру наших продуктов - то увидите, что большинство из них «выросли» из рискованных инноваций. Даже когда мы основывали Google, мы думали, что можем провалиться. Эта мысль чуть не заставила нас отказаться от намерения.

Внутренний страх провала часто заставляет нас отказываться от собственных же целей. И это при том, что даже не достигнув успеха - мы все равно ничего не теряем. Поэтому не стоит и попробовать? Для того чтобы создать исключительный продукт или сервис, который в конечном счете изменит мир, человеку в первую очередь нужно преодолеть этот страх.

- Существуют ли механизмы в обществе, власти или корпорациях, способствующие такому изменению сознания?

Ларри Пейдж: Конечно! Взгляните хотя бы на Кремниевую Долину, которая превратилась в настоящий рай для идей и инноваций. Здесь вы найдете много денег и много людей, которые побуждают других людей брать на себя риски. Я не уверен, что мы смогли бы создать успешную компанию, если бы нам пришлось действовать в других обстоятельствах.

- Можно ли объяснить страх людей перед провалом естественным осторожным отношением к рискам?

Ларри Пейдж: Частично - это так. Но я думаю, эту проблему можно преодолеть благодаря правильному образованию, среде и инфраструктуре. Мой опыт подсказывает, что когда люди пытаются делать амбициозные вещи - они всегда боятся провала. Проблема в том, что именно этот страх не дает им даже начать двигаться в направлении цели. Парадоксальность этой ситуации в том, что на самом деле они ничем не рискуют, хотя чувствуют себя так, будто идут на большой риск.

- Будучи публичной компанией, вы имеете обязанности перед акционерами. Как вы справляетесь с этими обязанностями, когда речь идет о распределении ресурсов на сомнительные проекты?

Ларри Пейдж: На практике мы никогда не сталкивались с этой проблемой. Например, когда я хочу, чтобы компания начала работать над созданием искусственного интеллекта - я выделяю 5 человек для разработки этого проекта. В масштабах компании это мизерные инвестиции. Здесь мы говорим о распределении 70/20/10, когда 70% ресурсов компании работают в поддержку ее ключевого бизнеса, и только 10% ресурсов тратится на инновации (20% ресурсов идут на развитие проектов, связанных с ключевым бизнесом компании). Людям может показаться, что мы напрасно тратим деньги. Но в конечном итоге именно эти 10% инвестиций позволяют нашей компании развиваться.

- Похоже, что подобными инновациями легче заниматься в Google, чем в других компаниях из списка Fortune 500, не так ли?

Ларри Пейдж: Иногда складывается впечатление, что лидеры крупных организаций не верят в возможность изменений. Но если посмотреть на бизнес в историческом разрезе, то мы увидим, что на самом деле все меняется. И если компания будет вести себя статически, то рано или поздно она обязательно столкнется с проблемами. И тогда ей придется научиться изменяться!


По материалам money.cnn.com