Наши социальные роли

Наши социальные роли

В течение жизни мы осваиваем и играем множество ролей. Для чего они нужны? С точки зрения социума – чтобы сделать сосуществование вместе возможным и максимально комфортным.

Личность на сцене

С помощью ролей задаются некие правила игры: права, обязанности и нормы для каждой из них, а также сюжеты взаимодействия между  разными ролями. Например, за понятием «начальник» стоит целый ряд характеристик, делающих эту роль предсказуемой: она имеет отношение к работе, руководству, предполагает наличие подчиненных (иначе не будет сюжета), она определяет некий круг прав и обязанностей.

Мы знаем, чего можно ожидать от начальника и как с ним себя вести в разных сюжетах: начальник – подчиненный, начальник – налоговый инспектор, начальник – клиент и т.д.

Задачей социальной адаптации и является изучение и освоение правил игры: законов, по которым живет сообщество. В цивилизованной европейской стране эти законы одни, а в каком-нибудь первобытном племени – совершенно другие.

А вот зачем нужны эти роли самому человеку? Каждая из них – шанс реализовать разные грани собственной личности. Роль родителя дает возможность проявить одни качества, роли начальника, друга, общественного деятеля – другие. Чем больше ролей человек осваивает за свою жизнь, тем богаче и многограннее становится его личность. И тем лучше он понимает других: одна и та же ситуация, воспринимаемая с позиции различных ролей, выглядит совершенно по-разному. «Точка зрения определяется местом сидения».

Каждая роль предъявляет свои требования: для одной нужна жесткость, для другой характерны мягкость и сострадание. Чтобы проявить требуемое качество, оно должно быть потенциально уже заложено в личности. Сама роль – это возможность обнаружить, проявить и развить его. Человек не может реализовать то, чего в нем нет потенциально.

Именно в процессе «спектакля» мы и обнаруживаем свои возможности. Женщина не знает, какой матерью она будет, пока не станет ею. Она может догадываться, предполагать, даже планировать свои чувства и действия, но она не знает наверняка, что именно даст ей эта роль.

Как человек узнает, что он ревнивый, например? Он обнаруживает в себе ревность, когда чувствует ее. Пока она не проявилась, он может и не подозревать, что способен на нее вообще.

Представьте себе, что вы сидите за сложным пультом с множеством рычагов. Вы пока не знаете, какую функцию выполняет каждый из них, и не умеете пользоваться системой управления. Этот сложный механизм – ваша личность. Каждый рычаг отвечает за какое-то качество или способность. Согласно принятой роли вы можете исследовать ресурс собственных возможностей: проявлять силу и слабость, доброту и жесткость и т.д. Зная, на что способен этот механизм, можно им управлять осознанно. Ясно понимая, когда, как и какой рычаг нужно использовать в конкретной ситуации.

Именно этому и учит роль: находить нужное сочетание качеств, проявляя себя адекватно ситуации. Она задает некие рамки, общее очертание образа. И каждый наполняет этот образ индивидуальными чертами. Роль диктует, что играть. Человек выбирает – как. Это может быть красиво, талантливо и искренне. А может – неуклюже и фальшиво. Все зависит от того, насколько «актер» сможет воспользоваться возможностями роли и раскрыть через нее себя.

 

Главное – не запутаться

Время от времени люди вспоминают старые добрые мудрости: «Разделяй работу и личную жизнь», «Не путай бизнес и дружбу» и т.д. Вспоминают обычно тогда, когда все уже достаточно запутано.

«Застревая» на одной роли, человек сливается с ней. И в какой-то момент уже сам не может отделить ее от себя. Маска начальника прирастает к лицу и больше не снимается. И тогда вместо отца и мужа домой каждый вечер приходит… Начальник. А дома, между прочим, его ждут дети и жена, а не подчиненные. Вот здесь и начинается конфликт. Вместо того, чтобы создавать общий контекст, в котором можно взаимодействовать, роли становятся камнем преткновения. Ведь от главы семьи – отца и мужа – совершенно другие ожидания. Забыв отключить нужную для работы программу, человек вносит поправки в сюжет семейной жизни. Чем обычно заканчиваются такие «спектакли»? Офисом дома или бунтом на корабле – это как получится.

Самого же человека такая зацикленность ограничивает в получении другого опыта. Он не познает и не оттачивает те грани своей личности, которые не задействованы в этой роли. Он воспроизводит Начальника везде, как заезженная пластинка. А поскольку далеко не всегда она вписывается в контекст, возникают неизбежные конфликты. Которые он безуспешно пытается преодолеть в рамках этой же роли.

Подобные проблемы возникают и у тех, кто «плохо выучил роль» и выходит из положения как двоечник на уроке (рассказывает то, что знает, а не то, что задали). Например, не имея навыков взаимодействия с позиции подчиненного, включает роль ребенка. Пытается давить на чувства, заслужить любовь, эмоционально сблизиться. Адекватному начальнику, которому нужен хороший исполнитель, совершенно некогда нянчится с беспомощной деткой. Ему нужен зрелый специалист, способный понять, что от него требуют и сделать свое дело.

Неумение проводить границы между ролями, между собой и ролью приводит к тому, что человек превращает свою жизнь в бардак. В ней все смешано и запутано. В итоге ни одна сфера не защищена: если что-то начинает рушиться, под угрозой оказывается все.

Источник

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Добавить комментарий

Все e-mail будут надёжно скрыты, а любой спам будет удалён.


Защитный код
Обновить

Рекомендуем

Хобби
Самопознание
Здоровый образ жизни
Как улучшить зрение
Саморазвитие
Создание сайта самостоятельно
Выпадение волос причины
Посмотреть хорошие фильмы
Продвижение сайтов
Загрязнение окружающей среды
Как стать богатым
Вред алкоголя
Коко Шанель цитаты
Сыроедение
Аюрведа
Улыбка